Крымское ханство

Автор: Super User вкл. . Опубликовано в Прошлое Тавриды

Во второй половине XIV в. центральная власть в Золотой орде ослабевает, начинается междоусобная борьба за ханский престол. В Крымском Юрте местная татарская знать активно включился в эту борьбу, пытаясь образовать собственное государство. При этом возникают два самостоятельных татарских княжества с центрами в городе Солхат – Къырым и в  крепости Къырк-Ор (Чуфут-Кале). Правительница Къырк-Ора – Джаныке-ханым, дочь Тохтамыша и жена восставшего против Золотой Орды темника Едыгея, политически и финансово поддерживала одного из претендентов на престол – Хаджи-Гирея. В 1437 году после смерти Джаныке, Хаджы-Гирей эмигрировал ко двору польского короля Сигизмунда. В Крым Хаджи-Гирей вернулся в 1443 году и, объявив о самостоятельности Крымского Ханства, обосновался в Къырк-Оре, который более чем на пол века становится фактической столицей молодого Крымского Ханства. 

После смерти Хаджи-Гирея (1466г.) престол наследует его сын – Менгли-Гирей (1467-1475гг, 1478-1515гг.), продолжающий политику своего отца направленную на укрепление собственного государства. В 1475 году, в правление султана Мехмеда ІІ эскадра Оттоманской Порты захватила территорию генуэзских колоний и княжества Феодоро. На покоренных территориях турками был образован административный округ – санджак, напрямую подчиненный османскому султану. Крымское ханство попало в вассальную зависимость от  Оттоманской Порты, теперь ханы отстранялись от престола и назначались решением султанов.

В 1502 году Менгли-Гирей, разгромив последнего претендента на Золотоордынский престол, Шах-Ахмата, присоединил к ханству Ногайскую Орду (Приазовье и Северный Кавказ), Буджакскую Орду (Приднепровье, Приднестровье) и Черкессию (Северный Кавказ до Хосрова).
Ханство представляло феодальное государство с сильными пережитками родоплеменного строя. Власть хана была ограничена с одной стороны турецким султаном, с другой, государственным советом – «Диваном». Помимо этого в управлении государством участвовали: калга-султан – заместитель хана, нурединн-султан – судья, муфтий – глава мусульманского совета. Формами земельных держаний были: ханское землевладение, бейлики (вотчинные земли), султанские, вакуфные (мусульманского духовенства) и мурзинские (помещичьи) земли, а также коллективная земельная община «джемаат». Основную массу населения составляли свободные скотоводы и земледельцы – «черный народ». Но было еще довольно многочисленное низшее сословие «чора» – рабы. Государственной религией являлся ислам, но полиэтничное население исповедовало и другие религии.

Войско Крымского ханства не было регулярным. Выделялись два вида походной организации – боевой поход под командованием хана и беш-баш – набег, который совершался отдельными мурзами и беями с небольшими воинскими отрядами с целью получения добычи и захвата пленных.

В 30-х годах XVI века столица ханства была перенесена в г. Бахчисарай. Крупными городами Ханства оставались: Ак-Мечеть – резиденция калги-султана, Гёзлев – крепость-порт, Карасу-Базар и Кырым, торговые и ремесленные центры. В это же время впервые было зафиксировано употребление этнонима «крымские татары».

Таврика в XIII – XV веках

Автор: Super User вкл. . Опубликовано в Прошлое Тавриды

В 1261 г. Генуя подписала с византийским императором Михаилом Палеологом (1259 – 1282 гг.) договор, согласно которому генуэзцы получали монопольные права на торговлю в Черном море. Генуэзцы вытесняют венецианцев, до этого времени обладающих преимуществами в торговой колонизации Причерноморья.

Заключив союз с Золотой ордой, генуэзцы добиваются разрешения основать сеть колоний на крымском побережье, получивших название капитанство Готия.

Главным торговым и политическим центром стала Кафа, которая по численности  населения обгоняет даже Константинополь. Город бурно строится, становится международным торговым центром, а также крупным невольничьим рынком. Начинается чеканка собственной серебряной монеты – аспра, развиваются местные ремесленные производства.

В то же время на территории Готии происходит консолидация местного христианского населения. Их  объединительным центром в 1362 году становится княжество Феодоро, с главным городом-крепостью Мангупом. В середине 1390-х гг.  Крым оказывается втянутым в междоусобицу золотоордынских ханов Тохтамыша и Тимура (Тамерлана), в результате которой юго-западная часть полуострова подверглась разгрому и главный удар пришелся по Феодоро. Новый хозяйственный и политический подъем княжества начинается в XV в. при правлении князя Алексея, находящегося в родственных отношениях с византийскими и трапезундскими императорами. При его правлении отстраиваются дворцы и укрепления Мангупа. Возросшая Готская епархия  уже самостоятельно осуществляет миссионерскую деятельность, среди соседних народов.

Взаимоотношения генуэзских колоний и княжества Феодоро традиционно были натянутыми, причем феодоритов поддерживал крымский хан Хаджи-Гирей. Однако, при нависшей угрозе со стороны Османской империи, генуэзцы заключили договор с владетелем Феодоро. Но уже никакие дипломатические победы не могли спасти колонии от гибели в 1475 году.

Османское завоевание изменило политическую карту Крыма: исчезли княжества Феодоро и генуэзские колонии, Крымское Ханство попало в вассальную зависимость.

Таврика в XI – XIII веках

Автор: Super User вкл. . Опубликовано в Прошлое Тавриды

В середине XI в. в Северное Причерноморье и Крым хлынула новая волна тюркоязычных кочевых племен – половцев-команов, которые сменили печенегов.

Половцы не создавали постоянных поселений, только на зиму  образовывали небольшие таборные стойбища – зимники. Основным типом захоронений, как и для большинства кочевников, были подкурганные погребения, для чего использовались уже существующие курганы. На вершинах курганов традиционно устанавливались каменные изваяния – балбалы, зачастую имеющие портретные черты и реалистично изображенные костюмы. На площадках перед балбалами совершались ежегодные жертвоприношения предкам, что являлось центральным обрядом шаманской религии половцев.
Половецкие орды предпринимают набеги на Русь и Византию. В это же время крымские города и поселения облагаются ежегодной данью, своевременная выплата которой охраняла их от половецких набегов и позволяла довольно мирно существовать на протяжении столетия.

В 1222 г. разведывательная орда хана Чингизхана под командованием темников Джебе и Субедея, перебив значительное количество половцев, вторглась на территорию Таврики. 27 января 1223 года ими был разграблен город Сугдея – богатейший морской порт и международный торговый центр. После этого орда ушла и только в 1239 г. золотоордынцами был предпринят новый поход, после чего они прочно обосновались в Таврике.

Завоеванные ханом Батыем территории были объявлены Крымским Юртом – улусом или провинцией татаро-монгольского государства Золотой Орды. Столицей стал город Солхат, переименованным в Къырым, что на татарском обозначает – ров, вал, укрепление. Позднее, название перешло на весь полуостров. В Солхате находилась резиденция золотоордынского наместника и размещался монетный двор крымского улуса. Тогда же в Крымском улусе выделяется местная татарская знать с могущественными родами: Ширин, Мансур, Барын, Седжиут, Аргин, Кыпчак, Яшлау.

К середине XIII в. Солхат становиться довольно крупным городом, культурным, торговым и ремесленным центром. Одним из пунктов грандиозной торгово-транспортной системы Великого Шелкового пути. Через него следовали дипломатические посольства от Египетского султана к хану Золотой орды. В 1313 г., с провозглашением ханом Узбеком ислама государственной религией, Солхат становиться центром исламизации населения Крыма.

Таврика в VI – ХI веках

Автор: Super User вкл. . Опубликовано в Прошлое Тавриды

В VI–Х  вв. Византия, стремится закрепиться на Боспоре и в Юго-Западном Крыму. При императоре Юстиниане I (527-565 гг.) крепостные стены городов Херсона и Боспора были отстроены заново. Также были сооружены укрепления на Южном Берегу – Алустон и Горзувиты. Жившие в Юго-Западном Крыму готы входят в договорные отношения с Византией и выставляют по требованию императора ополчение в 3 тысячи человек. Историк Прокопий называет страну готов Дори и пишет, что император укрепил все места, где можно врагам вступить, длинными стенами

С начала IV в. христианство прочно утвердилось в старых культурных центрах Таврики. Образованные епархии – Херсонская и Боспорская, зачастую выступали не только как религиозно-духовные, но и как идеологически-политические центры. Видимо, к VI в. восходит образование Готской епархии.
К середине VII в. сформировался Хазарский каганат, объединявший кочевые тюрко-язычные племена Приазовья и Северного Причерноморья. Уже к VIII в. каганатом контролировалась практически вся территория Таврики. Вероятно под давлением хазар в Юго-Восточный Крым переселились сугды, так византийцы называли прикубанских адыгов, основавшие ремесленно-торговое поселение – Сугдею. Мисссионерская деятельность византийской церкви привела к тому, что здесь образовались новые епархии – Сугдейская и Фульская.

Хазарский каган учредил в горном Крыму новую административную область – Готию. В 787 г. эти изменения и установленные подати вызвали восстание местного населения под руководством епископа Иоанна Готского, которое завершилось поражением.

Религиозно-идеологическая политика византийских императоров в VIII в., вошедшая в историю как иконоборчество, вызвала эмиграцию иконопочитателей в Таврику, основавших здесь первые «пещерные» монастыри.
Разгром верхушки Хазарского каганата киевским князем Святославом в    965 г., позволил в 1016 г. византийскому флоту при участии русской дружины во главе со Сфенгом нанести хазарам окончательное поражение.

В X-XII вв. Херсон остается оплотом империи. Благосостояние города заметно возросло, возобновляется чеканка собственной монеты, основой экономики остаются ремесла и посредническая торговля. Местные купцы поставляли византийские товары в северные страны, в том числе и Русь. Мирные отношения с Русью были нарушены в 988 г., когда князь Владимир осадил Херсон. Заключив союз с Византией, Владимир женился на сестре императоров и принял с дружиной христианство. После этого культурное влияние Херсона на Русь стало более непосредственным.

Таврика в IV – VI веках

Автор: Super User вкл. . Опубликовано в Прошлое Тавриды

В IV в. в Европе начинается интенсивное передвижение племен, названное Великим переселением народов. К 291 г. германские племена, которые расселились к востоку от Днепра, объединились в большой союз, известный под названием остготы а те, которые селились к западу – вестготы. Остготы достигают Северного Причерноморья и проникают в Таврику, что коренным образом изменяет этническую и политическую ситуацию на полуострове. В IV в.в районе Приазовья остготы, под предводительством Гермонариха, покорили местные кочевые племена герулов и захватили Боспор.
Гунны – кочевой народ, сформировавшийся в II в. н.э. в Приуралье, из местных угров, сарматов и тюркоязычных хунну. Римский историк Аммиан Марцеллин свидетельствовал: в 367 г. «гунны пересекшие районы алан… убив и разграбив многих, привязали к себе договором примирения, и с их помощью более уверенно вторглись внезапным набегом в широко распростершиеся и тучные паги Гермонариха, воинствующего короля, которого боялись из-за многих различных подвигов соседние народы». В 370 г. государство остготов было разгромлено, король Гермонарих выбрал смерть. Остготы, влившиеся в племенной союз гуннов, переселяются на Запад и частично территорию Крыма.

В 375 г., гунны разорили и захватили Боспор, разрушили Феодосию, заполнили степи и предгорья Крымского полуострова и подчинили себе часть местных  аланских племен, которые покидают привычные территории.
Наибольшего территориального расширения и мощи гуннский союз племен  достиг при Атилле (444-453 гг.). Гунны вторгаются в пределы восточноримских владений и в Центральную Европу, совершают набеги на Галлию и Италию. После смерти Атиллы в 453 г. племенной союз гуннов распался и к началу VI в. входившие в него племена вернулись в причерноморские степи, под именем утигуров. Готы, жившие на Керченском полуострове, и известные под именем «тетракситы», заключили мирный договор с утигурами и переселились на территорию современной Тамани.

В 527-528 гг. гунны становятся жителями Боспора и попадают в поле византийского культурного влияния: «Король гуннов близ Боспора, по имени Грод перешел на сторону императора и был крещен в Константинополе». Примерно тогда же распространяется христианство и в среде готского и аланского населения.

К VІ в. этнический состав варварского населения Таврики очень усложнился. Степи занимают тюркские племена булгар и авар. Предгорья – аланы, горы юго-западной части полуострова – остготы. Территория юго-восточного Крыма населена аланами под протекторатом гуннов. Приморские города занимают главным образом греки.