library

Научная и библиографическая деятельность

Публикации сотрудников библиотеки
Книги
Каталоги, указатели

Часы работы

СР-ЧТ-ПТ

с 12.00 до 17.00

для иногородних:

ПН – ПТ

с 9.00 до 17 .00

 

т. (0652) 60-05-83

Пользовательского поиска
Главная Выставки Геническ. Сиваш и море
C 10 декабря открыты для посетителей:
Экспозиция «Прошлое Тавриды. История Крыма с древнейших времён до ХVIII в.»
Выставка раритетов из собрания музея «ЦМТ – история, коллекции, люди. К 90-летию музея».
«Золотая Кладовая» наряду с экспозицией «Сокровища крымской Готии» предлагает ознакомиться с выставкой монет и монетных кладов, в том числе крупнейшим в Крыму Кырк-Еркским кладом генуэзко татарских аспров и золотых венецианских дукатов.
Геническ. Сиваш и море
19.12.11 12:47
  В научной библиотеке «Таврика» им. А. Х. Стевена Крымского Республиканского учреждения «Центральный музей Тавриды» состоялось открытие фотовыставки «Геническ. Сиваш и море». Ее автор - Александра Прихненко, член Национального  Союза фотохудожников Украины, поэт, писатель, путешественник, сохранивший верность своей малой родине – тихому, провинциальному Геническу и Приазовью.

IMG_1443

Не случайно эта краеведческая выставка проходит именно в музее, в старейшей краеведческой библиотеке Крыма. Всегда  интересно сравнить современность  с днями давно минувшими, узнать, каким видели Геническ, Арабатскую стрелку, Азовское море пилигримы прошлых веков. «Таврика» гордится своим собранием раритетных изданий старинных путеводителей, воспоминаний путешественников,  трудов  ученых и исследователей, которых с давних времен привлекали Крым и Приазовье. Эти редкие и ценные книги органично дополняют фотовыставку, расширяют представление о наших северных соседях и землях, некогда входивших в Мелитопольский уезд Таврической  губернии  Новороссийского  края.

Экспозицию составили 26 фотографий, выполненных в окрестностях Геническа в  разные времена года, в разное время суток. Они  запечатлели то, что можно остановить лишь в стихах и акварелях:  весенние туманы, жаркое марево в степи, феерические рассветы и закаты, пески и облака, надвигающуюся грозу и  воздух, «морской свершивший перелет» (А. Ахматова)…  Суровая, скупая  на первый взгляд природа  Приазовья приобретает в них «космический» характер.

 

Александр Прихненко родился в 1938 году в Геническе. Родители погибли в 1942 году, во время Великой Отечественной войны. Александра и его сестру воспитывал дед - Леонид Михайлович Прихненко. В 1960 году он купил Александру  его первый фотоаппарат «Комсомолец». Тогда, полвека назад, началось увлечение художественной фотографией, ставшей его призванием и второй профессией. Своими учителями Александр Прихненко считает мастеров фотографии Александру Белинскую, Константина Зографа и замечательного украинского художника, педагога Николая Николаевича Писанко, открывшего для талантливых подростков из провинции мир большого искусства.

В 1961 году Александр Прихненко окончил кораблестроительный факультет Одесского института инженеров морского флота. Ремонтировал и строил суда на Дальнем Востоке, в Советской Гавани, работал инженером аварийно-спасательной службы на Камчатке, во Вьетнаме. Побывал и в Исландии. Фотографии, сделанные в этих удивительных по красоте, экзотических краях, стали основой для фотовыставок и альбомов.

С 1996 года живет и работает в родном Геническе.

Он участник многих  коллективных фотовыставок в Хабаровске, Москве, Киеве, Херсоне. В Геническе с успехом прошли пять персональных фотовыставок мастера. Изданы четыре фотоальбома: «Геническ», «Дальний Восток. Краски осени», «Радость жизни», «Мальовничий Генічеськ».

Александр Прихненко – автор десяти книг художественной прозы и стихов, публикаций    в местной прессе.

Побывал фотохудожник и в Крыму - его крымские впечатления вошли в фотоальбом «Радость жизни». Здесь мастер по-прежнему верен себе – его не волнуют  глянцевые красоты Южнобережья, для «фотосессии» он выбирает другие объекты: Казантип, мыс Фиолент и Балаклаву, Коктебель. Есть в его крымских пейзажах что-то неуловимо волошинское: отрешенность от суеты, вечное дыхание ветра и движение волн, сопричастность великим тайнам Природы и осознание  жизни как драгоценного дара. Особенно хорош своим лаконизмом фотоэтюд «Под парусом. Мыс Меганом»: золотой парус, жар-птица над морем, становится самой реальной, «овеществленной» частью этого неземного  пейзажа.

Гости выставки сами смогут оценить необычный взгляд на Крым Александра Прихненко – по материалам фотоальбома сотрудники библиотеки «Таврика» Марина Гаврилюк и Любовь Ржавская подготовили слайд-фильм, который будет показан во время встречи с автором выставки.

  • Click to open image!
  • Click to open image!
  • Click to open image!
  • Click to open image!
  • Click to open image!
  • Click to open image!
  • Click to open image!
  • Click to open image!
  • Click to open image!
  • Click to open image!
  • Click to open image!
  • Click to open image!
  • Click to open image!
  • Click to open image!
  • Click to open image!
  • Click to open image!
  • Click to open image!
  • Click to open image!
  • Click to open image!
  • Click to open image!
  •  

Взгляд посетителей выставки приковывает небольшой этюд маслом, написанный крымским художником Виктором Платоновым в Геническе в 1958 году. Простой мотив – баркас на песке, выбеленные солнцем дома, море, незримо присутствующее всюду,- смотрится по-платоновски свежо и юно. Так могла выглядеть Каперна, рыбачий поселок, созданный фантазией Александра Грина, и кажется, что Ассоль до сих пор бродит  по этим улицам. Полвека, прошедшие с момента написания работы, добавили в ее палитру ноту  светлой грусти по невозвратной юности, по  чистоте и открытости чувств, по  радостям и заботам земного бытия, - словом, всему тому, что составляло смысл и соль  жизни «в провинции у моря». Это настроение созвучно и лучшим фотографиям Александра Прихненко.

Выставка в Симферополе проводится по инициативе художника  Александра Кропко, одного из лучших акварелистов в современном крымском  искусстве, лауреата Государственной премии Автономной республики Крым, уроженца Геническа и давнего друга Александра Прихненко.

Своими впечатлениями о фотовыставке поделились крымские  художники Виктор Платонов и Александр Кропко, искусствовед Светлана Глазунова, фотохудожник Галина Кочербитова, ведущий научный сотрудник Крымской астрофизической обсерватории, доктор физико-математических наук Борис Владимирский.

Музыкальную программу составили «Алеманда» И.С. Баха и две пьесы Антонио  Руиса Пипо, испанского композитора ХХ века, которые  прозвучали в исполнении Алексея  Бурдакова, студента Музыкального училища им. П.И. Чайковского (класс педагога Ивана Тулякова).  Встречу вела – Любовь Ржавская, сотрудник научной библиотеки «Таврика».

Елена Демидова

 
Интересная статья? Поделись ей с другими:

Новые книги о Крыме

book_02Увлекательное крымоведение (XVIII – XIX века) / сост. Н.Н. Колесникова; Центральный музей Тавриды. – Симферополь: Бизнес-Информ, 2008. – 200 с.: 8 л. цв. л. – Раритеты; вып. 2). – 2000 экз.

Новая книга серии «Раритеты», подготовленная издательством совместно с Центральным музеем Тавриды,  составлена на основе статей, рассказов, сообщений, опубликованных в редких периодических изданиях XIX века, хранящихся в фондах научной библиотеки «Таврика» им. А.Х. Стевена. Интересный и увлекательный материал охватывает период истории Крыма с конца XVIII до середины XIX века. Это   история подлинного портрета татарского Робин Гуда – Алима;  судьба амазонской роты и журнал путешествия Екатерины II в Крым; влияние женщин-мистиков на нравы высшего света Тавриды и  место погребения прототипа миледи из фильма «Три мушкетера»; трагедия «Черного принца» и многое другое.

 

book_01 Книги из библиотеки Николая II Ливадийском дворце, хранящиеся в фондах научной библиотеки «Таврика» им. А.Х. Стевена Центрального музея Тавриды: Каталог / КРУ «Центральный музей Тавриды». – Симферополь: Универсум, 2008. – XVIII+78 с. – 300 экз.

При Николае II  императорские библиотеки представляли собой целую сеть книгохранилищ. Библиотека состояла из книжных собраний: императора Николая II, наследника цесаревича Алексея Николаевича, Царскосельского Александровского дворца, Гатчинского и Ливадийского дворцов, библиотеки, находящейся на императорской яхте «Штандарт», а также собраний, имевших мемориальный характер: императоров Павла I и его супруги Марии Федоровны Николая I, Александра II, Александра III, императрицы Александры Федоровны - супруги Николая I.