Научная и библиографическая деятельность

Публикации сотрудников библиотеки
Книги
Каталоги, указатели

QR код для смартфонов

qr-tavrida-museum-crimea-ua

Часы работы

СР-ЧТ-ПТ

с 12.00 до 17.00

для иногородних:

ПН – ПТ

с 9.00 до 17 .00

 

т. (0652) 60-05-83

Пользовательского поиска
Главная Библиотека «Таврика»
Выставки в научной билиотеке "Таврика" - Симферополь, ул.Гоголя, 14
Два близких этноса соединились… (Л. Гумилев)
18.01.12 11:36
В научной библиотеке «Таврика» им. А.Х. Стевена Центрального музея Тавриды работает выставка, приуроченная к дате воссоединения Украины с Россией в 1654 году.
 
Геническ. Сиваш и море
19.12.11 12:47
  В научной библиотеке «Таврика» им. А. Х. Стевена Крымского Республиканского учреждения «Центральный музей Тавриды» состоялось открытие фотовыставки «Геническ. Сиваш и море». Ее автор - Александра Прихненко, член Национального  Союза фотохудожников Украины, поэт, писатель, путешественник, сохранивший верность своей малой родине – тихому, провинциальному Геническу и Приазовью.

IMG_1443

Не случайно эта краеведческая выставка проходит именно в музее, в старейшей краеведческой библиотеке Крыма. Всегда  интересно сравнить современность  с днями давно минувшими, узнать, каким видели Геническ, Арабатскую стрелку, Азовское море пилигримы прошлых веков. «Таврика» гордится своим собранием раритетных изданий старинных путеводителей, воспоминаний путешественников,  трудов  ученых и исследователей, которых с давних времен привлекали Крым и Приазовье. Эти редкие и ценные книги органично дополняют фотовыставку, расширяют представление о наших северных соседях и землях, некогда входивших в Мелитопольский уезд Таврической  губернии  Новороссийского  края.

Экспозицию составили 26 фотографий, выполненных в окрестностях Геническа в  разные времена года, в разное время суток. Они  запечатлели то, что можно остановить лишь в стихах и акварелях:  весенние туманы, жаркое марево в степи, феерические рассветы и закаты, пески и облака, надвигающуюся грозу и  воздух, «морской свершивший перелет» (А. Ахматова)…  Суровая, скупая  на первый взгляд природа  Приазовья приобретает в них «космический» характер.

 
Дарители - 2011
28.11.11 18:09

К 90-летию Центрального музея Тавриды в научной библиотеке «Таврика» им. А.Х. Стевена открылась выставка «Дарители-2011». На выставке представлены книги, подаренные библиотеке в 2011 году, а также краткие биографии и фото дарителей.

Сотрудники библиотеки и читатели «Таврики» безмерно благодарны авторам, читателям, издательствам, учреждениям и организациям, подарившим книги в «Таврику». Книги, подаренные Вами, уважаемые друзья, будут служить развитию науки и культуры Крыма сегодня и будущим поколениям.

Огромное Вам спасибо!
 
Автографы памяти
14.11.11 12:23

tavrika-autograph-memory11 ноября 2011 года в научной библиотеке «Таврика» Центрального музея Тавриды (ул. Гоголя, 14) открылась выставка из личной коллекции композитора Вячеслава Боброва.

Именно здесь, в читальном зале библиотеки «Таврика», на заседании Общественной редколлегии «Личность», впервые была озвучена идея выставки, и Вячеслав Бобров обещал сделать подарок крымчанам: показать свою уникальную коллекцию  автографов известных людей.

Афиши, пластинки, фотографии, программки, книги, ноты… Уникальная коллекция  с автографами известных музыкантов-исполнителей, композиторов, поэтов, мастеров эстрады представлена на выставке «Автографы памяти».

Первый автограф выпускник Харьковского института искусств Слава Бобров взял у Мстислава Растроповича в 1970 году. За 40 лет собралась уникальная коллекция с автографами, посвящениями, пожеланиями от людей искусства, с которыми Вячеслав Яковлевич встречался, работал, писал о них статьи как музыковед. Прежде всего это певцы: Иван Суржиков (автограф 1973 г.) и  Дмитрий Гнатюк,   Борис Штоколов (автограф 1982 г.) и Анатолий Соловьяненко (автограф 1998 г.), Вадим Мулерман (автограф 1999 г.) и  Александр Малинин, Валентина Толкунова  (автограф 2004 г.) и Сергей Захаров (автограф 2006 г.). С одними Вячеслав Бобров, внештатный корреспондент газеты Краснознаменного Северного флота «На страже Заполярья», встречался в городе Североморске, где он прожил почти 30 лет. Концерты других посещал и писал о них уже в Крыму, когда он вернулся в родной Симферополь. Здесь он окончил музыкальную школу, Симферопольское музыкальное училище. Профессиональные знания совершенствовал в Харьковском институте искусств.

Второй раздел выставки представляет композиторов и поэтов: Роберт Рождественский (автограф 1964 г.), Александра Пахмутова (автограф 1979 г.), Владимир Шаинский (автограф 1986 г.), Евгений Крылатов (автограф 1986 г.),  Михаил Матусовский (автограф 1988 г.) и др.

Целая плеяда блистательных имен представлена в разделе мастеров эстрады и кино: легендарный танцовщик Махмуд Эсамбаев, народный артист Василий Лановой, Леонид Утесов (автограф 1975 г.), Аркадий Райкин (автограф 1977 г.), Олег Лундстрем (автограф 1980 г.), наш любимый актер крымский москвич Александр Голобородько (автограф 2004 г.), Михаил Жванецкий (автограф 2005 г.)…

Раздел «Крымская коллекция» включает 17 автографов: Евгений Халдей (автограф 1979 г.), Константин Фролов (автограф 1996 г.), Ильяс Бахшиш (автограф 1997 г.), Вера Сергеевна Роик (автограф 2007 г.), Алемдар Караманов (автограф 2009 г.), Орест Мартынив (автограф 2010 г.), Валерий Карпов (автограф 2010 г.), …

И хотя «одних уж нет, а те далече, а третьи и не помнят нас», позитивная энергия от них передается нам, и обратно -  от нас передается им: и ушедшим в мир иной, и живущим сегодня. Ведь автограф обычно пишется в торжественный, радостный момент жизни, и мы, глядя на пожелание,  тоже добром вспоминаем автора. И в этом главное предназначение, сверхзадача автографа – передавать позитивную энергию, энергию памяти.

На выставке также представлен альбом-каталог выставки, прекрасно скомпонованный и элегантно оформленный Марией Кудря. Каждый лист альбома несет очень много информации. Так, например, на странице 14, кроме автографа Ю. Богатикова и его портрета,  мы видим нотный лист с партитурой песни «Планета, как земля», посвященной памяти Ю. Богатикова, музыка В. Боброва, слова Е. Веремеенко. Здесь же фото: у мемориала Богатикова  стоят с цветами композитор Бобров, поэт Веремеенко и  певец Харченко. На многих страницах – газетные статьи (хорошо читаемые), написанные музыковедом В. Бобровым, о персоналиях – авторах  автографов памяти.

  • Click to open image!
  • Click to open image!
  • Click to open image!
  • Click to open image!
  • Click to open image!
  • Click to open image!
  • Click to open image!
  • Click to open image!
  • Click to open image!
  • Click to open image!
  • Click to open image!
  • Click to open image!
  • Click to open image!
  • Click to open image!
  • Click to open image!
  • Click to open image!
  • Click to open image!
  • Click to open image!
  •  

Приходите в «Таврику», познакомьтесь с подарками нам, крымчанам, от Вячеслава Боброва: выставкой «Автографы памяти»,  альбомом-каталогом выставки и  музыкальными символами  Сваровски, которые очень украшают нашу выставку.

Сегодня В.Я. Бобров, талантливый композитор и музыкант, заслуженный деятель искусств АРК, член Союза журналистов этнических средств массовой информации АРК, лауреат международного и Всероссийских конкурсов,  лауреат премии «Золотая лира» (Крым), ведет активную творческую и общественную жизнь. Он композитор, педагог, музыковед, председатель общественной редколлегии «Личность» книжной серии «Жизнь замечательных людей Крыма», автор песенных сборников «Музыка моей земли», «Школьный причал», «Романсы», «Все начинается с любви», «Славлю тебя песнею, мой Крым!» (2007), «Звонкие песни детства», «Полюбите наш Крым» (2008), «Сентябрь в Крыму» (2009).

Музыкальные критики отмечают самобытность музыкального почерка Вячеслава Боброва, «светлую, оптимистическую палитру его произведений, выразительный мелодизм и чистоту гармонического звучания». Среди наиболее ярких и талантливых исполнителей вокальных произведений В. Боброва – народная артистка Украины Дарья Вешкина, заслуженная артистка Украины Елена Басаргина,  заслуженная артистка АРК Тамара Гончаренко, известный киевский певец Николай Харченко и др.

 
«Это был человек высокого ума, редкого разума и превосходного сердца…»: К 220-летию со дня смерти Г.
21.09.11 10:56

В октябре исполняется 220 лет со дня смерти выдающегося русского государственного деятеля, генерал-фельдмаршала, светлейшего князя Григория Александровича Потёмкина-Таврического. К этой памятной дате в научной библиотеке «Таврика» им. А. Х. Стевена Центрального музея Тавриды открывается выставка, посвященная жизни и деятельности одной из ярких личностей российской истории, «великолепного князя Тавриды» Г. А. Потемкина. Около 60 источников  конца XVIII – начала XXI вв. иллюстрируют личность светлейшего князя с разных сторон, большое количество иллюстрированных изданий воспроизводят его облик.

Открывает выставку подлинное раритетное издание речи («целования») Моисея, Епископа Феодосийского и Мариупольского, сказанной при погребении Г. А. Потемкина: «В Бозе почившему светлейшему князю Григорию Александровичу Потемкину-Таврическому, по совершении последнего надгробного пения в Херсоне, в Соборной церкви Святой Екатерины, где и положен под спудом, 23 ноября 1791 года» (Москва, 1792 г.). Автор «целования» Моисей Гумилевский (Михаил, 1747—1792) — духовный писатель, префект Московской академии, проповедник и эллинист.

После смерти Г. А. Потемкина выходило большое количество трудов, которые с разных сторон освещали жизнь и деятельность выдающегося деятеля екатерининской эпохи. На выставке представлено первое сочинение о Потемкине на русском языке «Жизнь генерал-фельдмаршала князя Григория Александровича Потемкина-Таврического», изданное  Москве в 1812 году в двух частях. По некоторым данным, этот труд является переводом биографии Потемкина с французского языка саксонского дипломата Гельбига, который был предубежден против Екатерины II и самого Потемкина. Совершенно противоположным направлением отличается сочинение графа А. Н. Самойлова «Жизнь и деятельность генерал-фельдмаршала князя Григория Александровича Потемкина-Таврического». Но односторонность отзывов, суждений и выбора фактов частично объясняются родственными связями автора  - Александр Николаевич был племянником Потемкина. Самойлов писал между 1812 и 1814 гг. Однако, его труд был напечатан лишь в 1867 году в «Русском Архиве». Подробная биография Потемкина представлена Н. Надеждиным в статье «Светлейший князь Потемкин-Таврический, образователь Новороссийского края», опубликованной в «Одесском Альманахе на 1839 год». Особый интерес представляет монография известного русского историка, профессора Дерптского университета А. Г. Брикнера (1834 - 1896), посвященная Григорию Александровичу  - «Потемкин». (Санкт-Петербург, 1891). Но несмотря на то, что автор использовал архивный материал, а также перевел с французского и немецкого языков значительные фрагменты дипломатической переписки европейских послов и воспользовался ими для написания своей работы, книга Брикнера скорее представляет собой сборник мнений современников о деятельности Потемкина, чем исследование самой деятельности.

Для изучения подлинной биографии Григория Александровича важны материалы, опубликованные в «Известиях Таврической ученой архивной комиссии» и «Записках Одесского общества истории и древностей». Об огромном вкладе Потемкина в освоение и развитие Крыма рассказывает Е. Загоровский в статье «Организация управления Новороссией при Потемкине в 1774-1791 годах» на страницах Записок ООИД (т. 31, 1912 г.).

Отдельный блок выставки занимают русские периодические издания второй половины XIX – начала XX века («Русская старина», «Русский архив», «Старые годы»), в которых также часто печатались материалы о Г. А. Потемкине: биографические очерки, предания, личные бумаги Потемкина, его переписка, рапорты, архивные документы. Большого внимания заслуживает монография М. Семевского «Князь Г. А. Потемкин-Таврический», помещенная в XII-XIV томах «Русской старины» (1875). Неоднозначную оценку личности князя его современниками показывает «Эпитафия на смерть его светлости князя Григория Александровича Потемкина-Таврического» неизвестного автора, напечатанная на страницах «Русского архива» (1908).

Краткую биографическую справку, а также подробную информацию о разных портретах князя дает Д. А. Ровинский в «Подробном словаре русских гравированных портретов» (СПб, 1888). В альбоме «Русские портреты собрания П. И. Щукина в Москве» (Москва, 1902 г.) находится интересный снимок воскового бюста Г. А. Потемкина-Таврического.

На выставке в библиотеке «Таврика» показаны и иностранные издания XIX века, которые также не обходят стороной личность Потемкина. Отдельную главу светлейшему князю посвящает французский историк Г. Кастельно в книге «Опыт древней и современной истории Новороссии» (Париж, 1827). В сборнике «История Восточной войны» (Париж, 1854-1856 гг.)  опубликован очерк Рауля Бурдье «История Крыма», в котором приведена интересная иллюстрация Жане-Ланжа «Смерть Потемкина».

Также на выставке широко представлена разнообразная современная литература о Г. А. Потемкине: книги О. Елисеевой, В. Лопатина, Н. Болотиной, Н. Кухар-Онышко, Н. Шахмагонова, переводы на русский язык трудов Д. Йены, А. Труайя; часто встречается материал современных историков о Григории Александровиче на страницах периодических изданий: «Вопросы истории», «Военно-исторический журнал», «Отечественная история», «Родина» и др.

Закрывает выставку в библиотеке «Таврика» иллюстративный ряд с 12 видами Крыма. Рисунки художника Х. Гейсслера были сделаны уже после смерти Г. А. Потемкина и передают живописность и уникальность крымской земли, для блага которой «великолепный князь Тавриды» трудился почти десять лет.

 
<< Начало < Предыдущая 1 2 3 4 5 Следующая > Последняя >>

Страница 3 из 5