Translate

Пользовательского поиска
Главная Коллекции музея Интересные статьи на разные темы А вторые были позже [о первом автопробеге в Крыму]
А вторые были позже [о первом автопробеге в Крыму]
08.03.10 09:15

Стельмах И. Ф. А вторые были позже : [о первом  автопробеге в Крыму] / И. Ф. Стельмах // Крымская Ривьера.- 2006.- № 22.- С. 80-82.

Автотуризм в Крыму возник тогда же, когда появился на дорогах полуострова первый автомобиль. В числе первых туристов, предпочитавших обозревать местные красоты из окошка комфортабельного авто, был и последний российский император - Николай.

Первые автомобили

Автомобили на крымских дорогах впервые появились только в начале XX века. Хотя еще в 1895 году была предпринята попытка организации автомобильного сообщения между городами Крыма. Техническо-торговый дом Еленковского подал прошение на имя таврического губернатора об организации с 1896 года движения пассажиров и багажа "в дилижансах с керосиновыми двигателями" по двум шоссейным дорогам, ведущим от Ялты в сторону Симферополя и Севастополя, В целях "улучшения и обеспечения средств сообщения" в Париже был заказан восьмиместный экипаж "боец № I", не производящий дыма, пара, резкого шума, достаточно мобильный, имеющий задний ход и два механических тормоза. Скорость движения экипажа на ровных и открытых местах составляла не более 16 верст в час, Но губернатор, сославшись на отсутствие "каких-либо правил на предмет пользования механическими двигателями для самодвижущихся без рельсового пути экипажей", отказался от принятия какого-либо решения и передал прошение на рассмотрение Министру внутренних дел.

Первые автопроисшествия

Первый крымский автотурист - венгерский инженер Геза Ковач - появился на полуострове только в 1901 году. И в первый же день своего путешествия стал виновником дорожно-транспортного происшествия, Недалеко от Гурзуфа лошадь, испугавшись рокота автомобиля, понесла и опрокинула встречный экипаж. Суд признал автотуриста виновным и вынес решение о выплате 120 рублей в возмещение ущерба.

Впоследствии подобного рода происшествия нередко освещались на страницах крымских газет, Так, в июне 1908 года на набережной Ялты автомобиль некого господина Сакетова встретился с извозчиком, и эта встреча едва не закончилась катастрофой. Громоздкий дорожный автомобиль быстро двигался по узкой улице и, как сообщалось в газетах, "при встрече с извозчиком своим гудком напугал лошадей, которые в страхе бросились в сторону и только благодаря врезавшимся в груды щебня колесам экипажа не понесли вместе с дамой, которую вез извозчик".

Несколькими днями позже там же, на набережной, в час дня, "в самый разгар городского движения", появился мчащийся на большой скорости "дорожный закрытый автомобиль с двумя шоферами и четырьмя седоками". Навстречу несущемуся полным ходом транспорту "ехал пароконный извозчик, лошади которого испугались и рванули экипаж в сторону на тротуар", после чего, проскочив между магазинами и оградой полицейского участка, понесли по набережной, Наскочив на сложенный по обочинам щебень, лошади выбросили из экипажа извозчика и пронеслись по Пушкинскому бульвару до Ливадийского моста, По счастливой случайности никто не пострадал.

Довольно часто причиной неприятностей служили неопытность и неумение водителей. В 1908 году газета "Русская Ривьера" поместила заметку о столкновении двух автомобилей у Алупки. "В то время, как по направлению к Ялте мчался по шоссе автомобиль г. Собашникова, управляемый нетвердою рукою шофера, в гору поднимался автомобиль г, Вахтина, на котором ехали сам владелец, присяжный поверенный Гудима и инженер Бертье-Делагард. У дачи Баулиной, на повороте, автомобили наскочили друг на друга с такой силой, что дальнейшее путешествие пришлось совершать уже на лошадях, так как "бензинки" оказались совершенно разбитыми и не годными к действию... Столкновение это, не повлекшее за собой человеческих жертв, лишь по какой-то счастливой случайности произошло по совершенному неумению шофера Собашникова управлять автомобилем". Первое автопутешествие

Государь любил быструю езду, и кортеж императора преодолел почти 600 километров по Крымским горам и степям Таврической губернии. Сегодня остается только восхищаться надежностью машин начала XX века, прекрасно выдержавших испытание на сложных крымских дорогах.

Современники полагали, что именно подобные происшествия стали причиной, мягко говоря, равнодушного отношения к автомобилям известного любителя технических новинок Николая II. Однако после визита русского царя в Германию в 1903 году мнение его изменилось. Государь император оценил возможности автомобиля после поездок вместе с герцогом Гессенским, а также не мог не восхититься новым транспортом, наблюдая за мастерским вождением князя Орлова.

Со временем император стал владельцем одного из самых больших автомобильных парков Европы. Его га-раж в Ливадии был рассчитан на двадцать пять автомобилей, среди которых было несколько моделей французской фирмы "Делоне-Бельвилль", производившей высококачественные машины повышенной комфортабельности, и уже тогда популярные "мерседесы" немецкой фирмы "Даймлер". Более того, Николай II превратился в страстного любителя путешествий на "моторе".

Необычно дальняя двухдневная поездка императора из Ливадии в Асканию-Нова для "осмотра зоологического сада, а также посещения хуторов и поселков, образованных при содействии землеустроительных учреждений", была предпринята в апреле 1914 года. Кортеж состоял всего из трех машин. В первой - открытой, темно-синего цвета "Делоне-Бельвилль" - находился сам Николай в сопровождении трех человек, во второй ехал таврический губернатор М, Н. Лавриновский. Третий автомобиль, запасной, шел без пассажиров.

Путешествие началось 29 апреля утром. Его величество выехал из Ливадии на автомобиле и через Ай-Петри, Коккозы и Бахчисарай, нигде не останавливаясь, прибыл на Сабловские хутора,

В своих дневниках Николай II так описывает первый день путешествия; "29 апреля. Вторник. С ночи был туман. В 7.00 отправился в моторе в дальнюю прогулку. Взял с собою: Воейкова, Дрентельна и Сашку Воронцова. Тумана не было. В Симферополе была встреча; дальше в местечке Александровке остановился на час времени для завтрака и отдыха шоферам. Ехал отлично проселочной дорогой через Армянск и Перекоп и через четыре часа прибыл в имение Фальц-Фейна Аскания-Нова..."

После чая в саду где вокруг стога разгуливали цапли, журавли, утки и гуси, император осмотрел бассейн с различными породами золотых рыбок, фазанник, вольеры с хищными птицами и знаменитый зверинец, Николай объехал на "моторе" огромное стадо овец, коров, зубробизонов, зебр, верблюдов и лошадей. На следующее утро, 30 апреля, вновь выехали в степь и продолжали осматривать стада, наблюдали за стрижкой овец. После завтрака, в 9.30 утра, император простился с семьей Фальц-Фейнов и "...поехал другой дорогой назад... ехал рядом с железной дорогой до Симферополя и через Бахчисарай на Ай-Петри, домой. Прибыли в Ливадию перед обедом".

Позже в своих письмах матери, императрице Марии Федоровне, Николай II напишет: "Итак, я сделал в два дня 587 верст, почти столько же, сколько от Петербурга до Москвы", За короткое время, без повреждений, на трудных участках следуя со скоростью 60-70 верст в час (на хороших - значительно быстрее).

Техпаспорт императорского автомобиля

"Мотор" императора "Делоне-Бельвилль" в то время был лучшим в мире автомобилем. Более того, он был изготовлен по спецзаказу российского императора. При весе в четыре тонны и общей длине 5,35 метра, оснащенный шестицилиндровым двигателем мощностью 80 лошадиных сил, автомобиль совершенно бесшумно трогался с места и развивал среднюю скорость до 70 километров в час.

 
Интересная статья? Поделись ей с другими: