Translate

Пользовательского поиска
Главная Коллекции музея Статьи сотрудников музея о коллекциях Виды Крыма в литографиях Карла Кюгельхена
Виды Крыма в литографиях Карла Кюгельхена
17.03.10 12:30

Мальгина М.Р. Виды Крыма в литографиях  Карла Кюгельхена //Материалы искусствоведческой конференции «Крымский пейзаж в изобразительном искусстве XVIII -  начала XXI вв.» в КРУ «Бахчисарайский историко-культурный заповедник» 25.09.08; сост. Арбитайло И.Б., Лазаренко Е.И. – Симферополь: «Бизнес-Информ»,2009. – С. 81.

2g-1Русская авторская литография, как явление художественной культуры имеет довольно короткую историю – всего четыре десятилетия, так что уже к концу ХIХ века исследователи и коллекционеры были вынуждены отмечать, что «хорошие старинные литографии, особенно оригинальные, чрезвычайно редки, их труднее отыскать, чем гравюры, доски которых сохраняются. С некоторых старинных гравюр можно и теперь получить оттиски, дающие некоторое представление о гравюре; что же касается литографии, то большинство их исчезло бесследно, так как камни не сохранялись, а ошлифовывались, к тому же в начале литографии печатались в весьма ограниченном количестве» [1]. К концу XX века положение всемерно ухудшилось – о литографии как особом художественном явлении вовсе забыли, последнее серьезное исследование по истории русской литографии вышло в 1943 году, это ныне библиографический раритет книга «Коростин А. Ф.  Начало литографии в России 1816 -1818 гг. К 125-летию русской литографии». А о художниках-литографах стали писать только в начале XXI века.

Общепринято датировать начало русской авторской литографии мартом 1816 года, когда была опубликована первая из известных нам русских литографий Александра Осиповича Орловского (1777–1832) «Всадники», изображавшая курдов. Исследователь русской литографии А. Ф. Коростин доказывал, что еще ранее этой даты новую технику печатания описывал и пропагандировал ученый-минералог академик Василий Михайлович Севергин (1763–1827) [2]. Литография Орловского, некоторые другие малоизвестные литографированные издания, а также недвусмысленные указания в докладе академика Севергина навели Коростина на мысль, что первая русская литография возникла в недрах военного ведомства, и скорее всего при военно-топографическом депо [3]. Первые частные литографические мастерские появились в 1820 году в Петербурге, несколько позже в Москве. Все они были своеобразными филиалами крупных парижских и мюнхенских издательских фирм — Давиньона, Миллера, Гельмерсена, Плюшара, Беггрова. Уже к концу 1820-х годов самостоятельные литографические мастерские появились в провинциях — например, в 1829 году в Одессе была открыта первая частная литография Александра Брауна, в которой потом было издано большое количество крымских видов [4].


Однако в специальной и справочной литературе прочно укоренилась традиция, утверждающая, что в России первая литографическая мастерская была основана в 1815 году при Министерстве иностранных дел. История такова: во времена вторичного вступления союзных войск в Париж вместе с другими чиновниками министерства там был барон Павел Львович Шиллинг, который не поленился подсчитать количество времени министерских чиновников уходящее на переписывание и копирование документов. По его подсчетам выходило, что это занимало практически все рабочее время. Тогда изобретательный Шиллинг и предложил литографию, уже получившую на тот период времени определенное развитие во Франции, в качестве копировальной техники. Барон Шиллинг — человек незаурядный, известен как первый в мире изобретатель электрического телеграфа, ревностный сторонник прогрессивного метода литографии и к тому же высококлассный переводчик с китайского, поклонник восточного искусства. Возвратившись в Россию, он организовал первое образцовое литографическое заведение при Государственной коллегии иностранных дел. В этом заведение ни только копировали документы министерства, но и впервые применили литографский способ печатания (вместо традиционной, но трудоемкой ксилографии) для воспроизведения китайских текстов. В этой же мастерской Шиллинга, где работали лучшие иностранные специалисты, была издана первая в России книга о литографии «Литографические опыты, исполненные в 1816, 1817, 1818, 1819 годах под руководством П. Л. Шиллинга в литографическом заведении Государственной коллегии иностранных дел», а также — что особенно важно для нас — альбом из шести листов пейзажей художника Карла Кюгельхена [5] .

Карл Кюгельхен самый заслуженный и увенчанный лаврами живописец эпохи Александра I, его тридцать пейзажей маслом и шестьдесят больших сепий, которые ценились наравне с картинами, составляли так называемую Таврическую галерею в Каменоострожском петербуржском дворце. А. Ф. Коростин вынужденно отмечал, что полного альбома с литографиями Таврических видов в хранилище Эрмитажа найден не был, поэтому описание альбома исследователь дал, основываясь на более ранние издания и устные свидетельства. Коростин писал, что все листы альбома в формате фолио были пронумерованы и имели внизу монограмму художника Карла Кюгельхена, а также дату — 1819 год. При этом литографии были отпечатаны на ватманской бумаге, использовавшейся ранними русскими литографами для парадных оттисков, каждый лист имел водяной знак с эмблемой фирмы и года выделки бумаги, в данном случае – это 1816 – 1817 года. Из описания, данного Коростиным, не совсем понятно, с каких именно картин Кюгельхена сделаны литографии, упоминаются только виды «Демерджи» и «Кикинеис». Но в то же время автор ссылается на две большие литографии в авторской раскраске «под сепию», хранящихся в Эрмитаже – «Отус» (Отузы) и «Псатка» (Мшатка), имеющие правда другую дату изготовления – 1823 год. Мы же в свою очередь посмеем предположить, что все шесть листов представляли виды Крыма. Если это утверждение, верно, то упомянутый альбом являлся не только первым русским литографированным изданием пейзажной живописи, но, что отрадно, и первым в России литографированным изданием видов Крыма.

Карл Кюгельхен (1772–1831) — известный немецкий художник-пейзажист, академик Санкт-Петербургской Императорской Академии художеств и Берлинской Академии художеств. Карл и его брат близнец Герард родились 6 февраля 1772 года в семье придворного камерального советника Фридриха Кюгельхена. С раннего детства их самым большим увлечением стала живопись, которую по прошествии времени они и избрали в качестве профессии. Карл учился у пейзажиста Христиана Шюльца, а его брат Герард больше преуспевал как портретист. В 1791 году братья пешком отправились в «художественную Мекку» в Рим. В дороге они познакомились с рижским купцом Шварцем, который приглашает Герарда в Россию. Тогда же, во время своего путешествия, братья знакомятся с баронессой Софией Цеге-фон-Мантейффельд и ее дочерями, которые потом, после различных приключений, вышли замуж за Герарда и Карла Кюгельхенов. Сама баронесса так описывала Карла: «Он приятный молодой человек с головой апостола Иоанна, обрамленной светлыми вьющимися кудрями. Приятно поет, аккомпанирует себе на гитаре, что идет к его костюму. В его работах много творческой фантазии» [6]. Надо сказать, что подобное описание подошло бы и Герарду, так как братья были абсолютными близнецами, что создавало массу комичных ситуаций в их жизни. После того как Герард хорошо устраивается в Риге, а потом в Петербурге, к нему перебирается и Карл. В русской столице они очень быстро завоевывают популярность, Герард как светский портретист, а Карл как тонкий и лирический пейзажист. Через короткое время братья сколачивают довольно приличное состояние. Портреты авторства Герарда Кюгельхена донесли до нас облики многих знаменитых людей России, что отмечается в Подробном словаре русских гравированных портретов Д. А. Ровинского [7]. В 1804 году Герард навсегда оставляет Россию и по просьбе матери вместе с семьей уезжает на родину, в город Бахарах на Рейне. Встреча Карла с любимым братом перед отъездом оказывается последним их свиданием.

Дальнейшее пребывание в Петербурге теряет для Карла привлекательность и, чтобы развеять тоску, он решает сопровождать академика Е. Е. Келлера в его научной поездке на юг [8] . Император Александр І на щедрое пособие в одну тысячу рублей отправляет его в командировку в Крым, для снятия эскизов с последующим воплощением их в картинах маслом. Первое путешествие Карла длилось 14 месяцев, в это время были сделаны эскизы с видами Крыма, легшие затем в основу уже упомянутого одного из первых русских литографированных изданий 1819 года. В 1806 году Карл Кюгельхен был зачислен в члены Академии художеств, его картины приобретаются для Эрмитажа и личного кабинета Александра І [9] . В этом же году на пособие, выделенное из Кабинета, он отправляется в новое длительное путешествие по Крыму, в котором было написано более 200 этюдов. По этим этюдам им были сделаны 40 сепий, купленных императором для Эрмитажа [10] .

В 1808 году К. Кюгельхен по настоятельному приглашению пензенского богача Злобина вместе с семьей переезжает в артистическо-поэтическо-художественную колонию в городе Вольске, которая существовала на средства этого мецената. В благоустройство этой колонии были вложены немалые суммы из капиталов Герарда и Карла Кюгельхенов. Злобин вскоре разорился, и только через несколько лет Карл с большим трудом возвратил часть капитала Герарду. Но авантюрный дух толкает Карла в новое коммерческое предприятие — постройку свеклосахарного завода, где он вновь терпит крах. В конце концов, он возвращается к творчеству, причем милость Государя сохранила за ним содержание придворного живописца. Сам он хвастливо писал в письме к брату в 1818 году: «Петербургские академики признают меня за лучшего из ныне живущих пейзажистов» [11].

Современники называли Карла Кюгельхена «видописцем Тавриды», что, видимо, толкнуло его на мысль издать крымские сепии в виде новомодной литографии. Историограф, искусствовед и биограф художников Кюгельхенов Николай Врангель писал, что обширный альбом литографий с крымскими видами Карл Кюгельхен издал после возвращения из первого путешествия [12], видимо, имея в виду то издание, которое более полно описал А. Ф. Коростин, — Etudes des arbres dessines sur Pierre par C. Kugelgen. St. Petersbourg. Lithogr. du Ministere des affaires etrangeres (Se vend cher A. Pluchart. Prix 10 Rbl — 6.30) в составе шести листов, из которых каждый имеет номер, монограмму «СК» и внизу справа дату «1819» [13]. В фондах Центрального музея Тавриды хранятся два листа литографий «Кикинеис» и «Мыс Фиолент» без указания авторства и места издания, однако выполненных в высокохудожественной карандашной технике. В книге А. Ф. Коростина опубликованы две фотокопии с литографий Кюгельхена «Демерджи» и «Кикенеис» из первого литографского альбома в 6 листов 1819 года. При этом лист с видом Кикинеиса полностью идентичен с литографией хранящийся в Центральном музее Тавриды. Таким образом, это не только установило авторство данной литографии, но и дало повод утверждать, что печатные камни с работами Кюгельхена хранились еще долгое время, не отшлифовались и с них делали отдельные оттиски, правда, уже без упоминания авторства. Первыми из отечественных литографических изданий крымских видов следует считать альбом из шести листов художника Карла Кюгельхена, изданый в 1819 году.

Среди графического собрания крымских видов А. Л. Бертье-Делагарда существует любопытное издание – альбом из восьми листов «Vues pittoresques de la Crimee dedlees a la majesle l’Imperatrice Alexandra Teodorowna par Charles de Kugelgen peintre de la cour, inclubre des academico de S’Petersbourg et de Berlin. Gahier. — S’Petersbourg : Lith. F. Wabrmund, grave sur la Pierre, par l. de Peters». Описывая это издание, А. Л. Бертье-Делагард утверждал, что Кюгельхен предполагал напечатать 48 видов Крыма в шести тетрадях, но вышел только один: «Vues pittoresques de la Crimee. — St. Petersbourg» [14].  Через некоторое время, в 1833 году, в Москве этот альбом был переиздан под названием «Новое живописное путешествие по Крыму в восьми искусно литографированных картинах, изображающих лучшие виды сего полуострова, с присообщением удовлетворительного описания Крыма с его древностями по части истории, статистики и обычаев страны сей: Пер. с франц. — М.: Лит. В. Логинова, 1833». Оба альбома хранятся в библиотеке «Таврика». Если второй альбом довольно распространен, вошел, правда, без указания авторства, в издание «Обольянинов Н. Каталог русских иллюстрированных изданий 1725–1860. — Т. 1–2. — М., 1915», то первый альбом следует признать уникальным изданием, не вошедшим ни в одно из известных описаний и каталогов и даже не упомянутым А. Ф. Коростиным. В то же время, опубликованные в этом альбоме виды Крыма абсолютно не совпадают с теми, которые как самые ранние упоминает Коростин –  Демерджи, Кикинеиз, Мшатка, Отузы.

Известный коллекционер и исследователь русской книжной графики В. Я. Адарюков писал, что Кюгельхеном были литографированы 15 видов Финляндии и 16 видов Крыма. Изданы два выпуска, по восемь видов в каждом. Однако автор не указывает ни даты выпуска этих изданий, ни точных названий с титульных листов. Это заставляет думать, что Адарюков не видел указанные альбомы воочию. Далее он пишет, что один из видов Крыма был предоставлен Кюгельхеном Комитету Общества поощрения художников в 1822 году, за нее автор получил 200 рублей [15]. И, наконец, современный исследователь И. В. Тункина, ссылаясь на архивные документы, пишет: «В 1825 году виды юга России работы Кюгельхена планировали издать в Париже в литографии Энгельмана и Графа в 6 тетрадях, каждая из 8 видов, причем в двух вариантах — на веленевой и на китайской бумаге, но этот проект не был реализован» [16]. Смеем предположить, что частично этот проект все же удалось воплотить в жизнь, и одна тетрадь из восьми видов Крыма была издана, но не в Париже, а в Петербурге, в мастерской Ф. Вабрмунда.

Перечислим виды из описываемого альбома: Монастырь св. Георгия, Айя-Бурун, Балаклава, Ускут, Чоргунь, Козы, Гурзуф, Партенит. Помимо этого мы установили, что литография с видом Кикенеиза также принадлежат авторству Карла Кюгельхена. Если принять во внимание ссылку И. В. Тункиной на то, что работы Кюгельхена печатались в мастерской Энгельмана, то упоминавшаяся выше музейная литография с видом мыса Фиолент, подписанная на французском языке и изданная литографам Энгельманом, вероятно так же принадлежит авторству Кюгельхена. Помимо этого в фондах Центрального музея Тавриды хранятся еще два листа литографий «Бахчисарай, вид гарема» и «Севастополь», сделанных Софьей Саблуковой. Однако литографии эти были сделаны с картин Карла Кюкельхена, и являются двумя из четырех сделанных художницей-любителем Софьей Саблуковой в городе Калсруэ (Германия), где она училась рисовать и литографировать у Кунца [17].

До сих пор неясно общее количество литографированных крымских видов. Исследователь творчества иностранных художников в России А. П. Мюллер писала: «За пятьдесят видов Крыма К. Кюгельхен получил десять тысяч рублей и бриллиантовое кольцо… Он исполнил огромное число набросков из своих путешествий по Крыму и Финляндии, им же литографированных» [18]. Понятно лишь одно — что уже в ХIХ веке все литографии с видами Крыма, выполненные Карлом Кюгельхеном представляли библиографическую редкость.

27 марта 1820 года грабителем был убит Герард Кюгельхен. Трагедия потрясла Карла, братья всегда были самыми близкими друзьями и соратниками. К. Кюгельхен покупает дачу недалеко от города Ревеля (ныне Таллин), активно пишет окружающую природу, все реже и реже появляясь в столице. В 1824 году Министерство народного просвещения ведет переписку с президентом Академии художеств по поводу организации экспедиции в Крым для снятия видов памятников истории и древностей. Император, отдававший предпочтение творчеству Кюгельхена, объявил свое соизволение отправить в Крым именно его, вся экспедиция должна была продлиться два года и финансироваться за счет Кабинета. Составить смету экспедиционных расходов и сообщить о высочайшем решении собственно художнику поручалось президенту Академии художеств князю Оленину. Однако последний официально ответил лишь в 1827 году, объяснив трехлетнюю задержку тем обстоятельством, что Кюгельхен покинул Петербург.

Действительно смерть Александра І, которую Карл воспринял как личную трагедию, произвела на него такое впечатление, что он даже создал аллегорическую картину на смерть императора. После этого события Карл Кюгельхен больше никогда не возвращался в Петербург. В своей усадьбе он усиленно занялся садоводством и выгонкой цветов, воспитывал трех сыновей и пятерых дочерей, в его семье воспитывался и внебрачный сын брата его жены — Тимофей Андреевич Нефф, будущий хранитель картинной галереи Эрмитажа, профессор Академии художеств [19]. Многочисленные дети братьев Кюгельхенов впоследствии стали известными художниками и архитекторами.

Несмотря на мучительную астму, от которой Карл всю жизнь спасался крайней воздержанностью и строгой диетой, до последних дней жизни он сохранял бодрую энергию. В ноябре 1831 года он пишет: «С чем только не сможет примириться человек, сохраняя душевную бодрость, если только сердце его на месте. Исполняй строго долг, обуздывай чувственность и старайся любить ближнего, в этом весь секрет, чтоб избежать одряхления» [20]. Незадолго перед достижением 60-летнего возраста, которого по двухсотлетним семейным преданиям никто из Кюгельхенов не переживал, Карл без страданий тихо скончался среди ночи 29 декабря 1831 года.

Примечания

  1. Адарюков В.Я. Очерк по истории литографии в России. – Б.М.:Изд. Аполлона, 1913. – С. 5.
  2. Коростин А.Ф. Начало литографии в России 1816 – 1818: К 25-летию русской литографии. – М.: ВГБИЛ, 1943. – С. 26.
  3. Там же. – С. 51.
  4. Турченко Ю.Я. Украинский эстамп. – Киев, 1964. – С. 268.
  5. Коростин А.Ф. Начало литографии в России 1816 – 1818: К 25-летию русской литографии. – М.: ВГБИЛ, 1943. – С. 85.
  6. Врангель Н. Семья немецких художников в России // Исторический вестник. – 1906. – Т. СV (июль). – С. 187, 190.
  7. Ровинский Д.А. Подробный словарь русских гравированных портретов: В 4 т. – СПб., 1886. – Т. IV. – С. 688.
  8. Тункина И.В. Русская наука о классических древностях Юга России (XVIII – середина XIX в.). – СПб., 2002. – С. 67.
  9. Врангель Н. Иностранцы в России (Иностранные художники XVIII столентия в России) // Старые годы. – 1911. – Июль-сент. – С. 50.
  10. Врангель Н. Семья немецких художников в России // Исторический вестник. – 1906. – Т. СV (июль). – С. 198.
  11. Там же. – С. 204.
  12. Там же. – С. 198.
  13. Коростин А.Ф. Начало литографии в России 1816 – 1818: К 25-летию русской литографии. – М.: ВГБИЛ, 1943. – С. 85.
  14. Бертье-Делагард А.Л. К истории христианства в Крыму (мнимое тысячелентие) // ЗООИД. – Т. X XVIII. – Одесса, 1910. – С. 53.
  15. Адарюков В.Я. Очерк по истории литографии…- С. 16. [Здесь автор приводит название альбома “Huit vues de la Crimee dessiness d’apres nature et lithographiees par.C. de Kugelchen”, однако ни в одном из каталогов Адарюкова этот альбом никогда не упоминается].
  16. Тункина И.В. Русская наука о классических древностях Юга России (XVIII – середина XIX в.). – СПб., 2002. – С. 67.
  17. Коростин А.Ф. Начало литографии в России 1816 – 1818: К 25-летию русской литографии. – М.: ВГБИЛ, 1943. – С. 95.
  18. Мюллер А.П. Быт иностранных художников в России. – Л., 1927. – С. 111.
  19. Ровинский Д.А. Подробный словарь русских гравированных портретов: В 4 т. – СПб., 1886. – Т. IV. – С. 712; Адарюков В.Я. Добавления и исправления к Подробному словарю русских гравированных портретов Д.А. Ровинского. – СПб., 1889. – С. 39.
  20. Врангель Н. Семья немецких художников в России // Исторический вестник. – 1906. – Т. СV (июль). – С. 468.
 
Интересная статья? Поделись ей с другими: