Фаянсовые изображения египетских божеств |
07.03.10 21:27 | |
Таратухина Е.Е. Фаянсовые изображения египетских божеств// Известия Крымского республиканского краеведческого музея.- 1994.- №5. – С. 56 – 58. В фондах Крымского республиканского краеведческого музея хранится большое количество изделий из египетского фаянса. Это бусы, фигурки божеств и изображения человека, маски и лица, зооморфные и растительные формы, имитации сосудов, апотропеи и символы. Значительное их число происходит из столицы позднескифского государства Неаполя Скифского. Встречаются отдельные фигурные формы, бусы среди находок из могильника Дружное, 1990-1991 гг. раскопок. Есть большая группа довольно интересных вещей из коллекции ТУАК, но, к сожалению, история их поступления в коллекцию неизвестна. На них и стоит обратить внимание прежде всего потому, что в книгах Е.М. Алексеевой "Античные бусы Северного Причерноморья" [1, 2, 3], в которые включены коллекции 19 музеев бывшего СССР, многие из предметов нашего музея не находят аналогий, что позволяет сделать вывод об их уникальности. Наибольший интерес представляют шесть из них: фаянсовые фигурки египетских божеств Сехмет (КП-803). Шу (КП-785), Анубиса (КП-772, 783), Гора (КП-796) и Тота (КП-799). Название "египетский фаянс" условно. У предметов этой группы нет глинистого черепка, определяющего категорию фаянса. Первоначально основой для глазуровки служил мягкий и устойчивый к высоким температурам минерал стеатит, являющийся твердой разновидностью талька. Вырезанное из стеатита изделие покрывалось глазурью. Первая глазурь еще не являлась стеклом. Это был так называемый шликер - толченая смесь силиката натрия, кальция и какого-нибудь красителя, разведенная в воде. Изделие покрывалось шликером перед обжигом. При обжиге смесь плавилась, превращалась в стекловидную массу и растекалась по поверхности. Со временем научились делать жидкую глазурь, являющуюся легкоплавким стеклом. Основу для глазуровки приготовляли и искусственно, используя для этого натрон - химическое соединение, встречающееся на дне озер, и кварц [1, с. 23]. В Северное Причерноморье изделия из египетского фаянса поступают в VI в. до н. э. После некоторого перерыва, вызванного прекращением производства фаянсов в Навкратисе, начиная с III в. до н. э., новые предметы, отличающиеся от ранних, вновь проникают в Северное Причерноморье, но еще в незначительном количестве. Особенно широко они распространяются здесь во второй половине I в. до н. э. - II в. н. э., но встречаются и позже. Некоторые формы доживают до IV в. н. э. Существенных различий между фаянсовыми предметами позднегреческой и римской эпох нет [1, с. 28]. В античную эпоху подвески из египетского фаянса использовались как украшения и в то же время как амулеты, обладающие магической силой. В археологической коллекции музея хранится фаянсовая подвеска, изображающая богиню Сехмет (женщину с головой львицы), сидящую на ажурном кресле. Расположение рук и ног симметричное. В руках держала какой-то предмет, но он утрачен; нет и кистей рук. Сделана из плотной массы светло-серого цвета и имеет стекловидное бирюзовое покрытие. Сзади на шее петелька для подвешивания. Высота фигурки 6,1 см. Две фигурки Анубиса - египетского божества, покровителя умерших, хранителя некрополя и защитника Осириса в посвященных ему мистериях, изображающегося в виде человека с головой шакала или собаки, есть в фондах нашего музея [5, с. 23]. Они также не имеют аналогий в уже упомянутой книге Е.М. Алексеевой. Изображение Анубиса на одной из подвесок дано в анфас. Голова шакала выполнена реалистично, однако туловище, руки, держащие посох, довольно схематичны. Изделие изготовлено из плотной мелкозернистой массы голубого цвета и имеет сверху стекловидное покрытие, тоже голубое, но более густого оттенка. Высота 7,8 см. Моделирована с одной стороны, сзади - три поперечных отверстия для подвешивания, расположенные в области головы, середины туловища, ступней ног. Аналогичны описанной по манере исполнения, материалу и технике две фигурки, изображающие богов Гора и Тота. Гор - в египетской мифологии борющийся с силами мрака бог света воплощенный в соколе. Его символ - солнечный диск с распростертыми крыльями. На подвеске Гор изображен в виде человека с головой сокола, в руках держит посох [4, с. 84; 5, с. 20]. Высота фигурки 4,7 см. Подвески из египетского фаянса являются ценным археологическим источником для изучения религиозных верований, торговых и культурных связей населения Северного Причерноморья и других областей в античную эпоху. Эти предметы могут содержать важную информацию для археологов и исследователей истории Крыма. ЛИТЕРАТУРА
|