Translate

Пользовательского поиска
Обзор лапидарного собрания КРКМ
07.03.10 21:32
Кадочников Б.С.Обзор лапидарного собрания КРКМ// IV Таврические научные чтения (г. Симферополь, 23 мая 2003 г.): Сб. науч. ст./ гл. ред. Е.Б. Вишневская; Крым. респуб. краевед. музей. -  Симферополь: Тритон, 2004. – С. 77 - 80.

    Лапидарное собрание КРКМ представляет собой значительный интерес. Термин «лапидарный» происходит от латинского lapis - камень. Лапидарием  принято считать общность памятников, несущих информацию о прошлом человека, материалом для которых послужил камень. Традиционно к лапидарию музея причисляют коллекцию пифосов античного и раннесредневекового периода.

    Общее число лапидарных памятников в фондах КРКМ превышает полторы сотни, многие нуждаются в дальнейшем изучении. Наиболее обширная группа памятников – каменные плиты и надписи, включая фрагменты архитектурных деталей, более 60 единиц (без новых поступлений), 5 жерновов, 31 зернотерка с двумя сельскохозяйственными катками, также тарапан для выдавливания вина. Помимо этого в лапидарий входит 18 половецких баб различной степени сохранности, более  5 антропоморфных стел  и 10 антропоморфных  изваяний,  2  неповрежденных турецких  ядра  и  фрагменты медальона с обелиска кн. Долгорукому.

    Все памятники являются дарениями музею, случайными находками или результатом многолетних археологических раскопок на территории Крыма Н. Л. Эрнста, В. П. Бабенчикова, П. Н. Шульца, А. А. Щепинского, А. А. Бобринского и других. Лапидарное собрание КРКМ постоянно пополняется за счет современных археологических исследований.

    Изучение этого собрания привлекало многих исследователей. Каменные надписи и стелы послужили материалом для работ М. И. Ростовцева и В. В. Латышева, Э. И. Соломоник и О. И. Домбровского, О. Д. Дашевской, Н. А. Формозова и B.C. Ольховского, они нашли отражение в зарубежных монографиях и  каталогах, входят в Корпус боспорских надписей, служат материалом для ставших хрестоматийными работ по истории и археологии Северного Причерноморья и юга Украины.

    В данной обзорной работе не представляется возможным охарактеризовать все памятники, поэтому следует остановиться на наиболее значимых из каждой группы.

    Наиболее обширная группа –  это каменные плиты и надписи на камне, обломки стен. Они относятся, преимущественно, к античному и средневековому периодам. Из памятников дописьменной эпохи выделяются две стелы. Первая, обнаруженная А. А. Щепинским около с. Верхоречье Бахчисарайского района, сделана из диорита и относится к 3 тыс. до н. э., с изображениями инструментов, животных, человеческих фигур (полноценной научной публикации она не получила). Вторая стела представляет собой каменную плиту с изображением человека, плуга, топоров, точек с углублениями в два ряда (КП-9210)* / Формозов Н. А. Материалы к изучению искусства эпохи бронзы юга СССР. - СА № 211. Fallgrent la Pontide Presagtique apres L'introdutiodes metaux Helsenki 1926 /. Она была найдена в районе с. Красная горка и является предметом полемики в трактовке ее символов.

    Стелы с захоронений скифского времени предают изображения воинов с луками и стрелами, восседающих на конях, или мотивы охоты. К примеру, стела (КП-9734), найденная случайно в годы Великой Отечественной Войны в районе совхоза-завода «Красный» с двухрядным изображением и шипом в нижней части для крепления на могиле (как и многие другие стелы). Здесь же наиболее ярким примером является экспонируемая в музее стела (КП-12698) из с. Марьино Черноморского района (переданная колхозником И. Л. Свинаревым). В верхней части изображена женщина и всадник, снизу –  сцена природы и нечитаемая надпись на древнегреческом языке, сверху написано: «Ямах, сын Сомаха, прощай». /Сообщения Херсонесского музея 1963; Шульц П. Н. Надгробный рельеф из с. Марьино; Соломоник Э. И. Надписи на стеле из с. Марьино/. Подобная этой –  стела, найденная Думбергом Н. Е. в 1890 г. с двухрядным изображением всадников и древнегреческой надписью «Иксион, сын Пакия» (КП-12538) /Латышев В. В., 1РЕ, IV № 315/. Подобные стелы найдены также при раскопках скифской столицы на территории Симферополя и неподалеку от с. Мазанка. Все они хранятся в лапидарии КРКМ. Наиболее необычна находка, переданная в музей П. Н. Шульцем, (с. Дятловка Советского района) - стела, которая датируется 5 в. до н. э. (КП-1113). Верхняя часть повреждена, в нижней части видны рука, рукоять и лезвие акинака, скифского меча, ярко выраженный фаллический символ и горит (чехол для лука) /экспонировалась на международной выставке в Римини (Италия, 1995 г.) Опубликована в каталоге «Dal Mille — Al Mille»/.

    Типичные для Крыма древнегреческие надгробия представлены несколькими хорошо сохранившимися плитами, найденными на территории Боспорского царства и Херсонеса. К этой группе относится надгробие отца и сына Зосима с г. Митридат (КП-9100) /Корпус Боспорских надписей, 1965, .№ 605/. Оттуда же стела, изображающая двух женщин и юношу. Надпись на древнегреческом гласит, что здесь лежит Бакий, сын Порфиона (КП-12539) /Стефани, OAK, 1868/. Интересна стела (КП-12536), с изображением всадника в верхней части и лошади в нижней, на которой написано: «Артемон, сын Олима. Прощай». Все надписи на древнегреческих плитах заканчиваются традиционно Xaipe, Xaipein, т. е. «прощай».

    К античному периоду относятся два небольших барельефа из мрамора, найденные на территории, прилегающей к древнеримской крепости Харакс, м. Ай-Тодор. Первый с изображением Диониса и Силена, имеющих традиционные атрибуты (КП-986). Второй, - Артемиды со стрелой в правой руке и луком в левой (КП-1091) /Ростовцев М. Святилище Фракийских богов и надписи бенефициариев в Ай-Тодоре, ИАК № 40, 1911, табл. III, 2/.

    Отдельно следует упомянуть надгробную надпись на мраморе, попавшую из Италии в коллекцию Великого Князя в Хараксе (КП-1163). Об истории находки подробнее пишет Э. И. Соломоник в Редких надписях Херсонеса Таврического. На латинском языке она выглядит так: dis manibus statiae proposidi p. statius herma fecit coniugi suae statiae caleni fecit statius secundus. / Соломоник Э. И. Советская археология, 1976/. В переводе: «Богам Манам Стации посвятил Публий Стаций Герма, сделал своей супруге Стации Калене, исполнил Стаций Секунд». Манны - боги умерших, покровители их душ.

    Еще одна латинская надпись принадлежит эпохе средневекового Крыма. Речь идет о генуэзской плите, переданной в ТУАК жителем Феодосии С. Ill Хаджи в 1888 г. (КП-439). В верхней части плиты изображены три герба, внизу двухстрочная надпись: Tenpore magnifici domini Batiste Justiniani consulis MCCCLXXIIII. В переводе: «Во Время правления славного господина Батиста Джустиниани» (Интересны искажения латыни, - вместо tempore, - tenpore). Плита была вмурована в стену башни и говорит о времени правления в Судаке консула Батиста Джустиниана (Джустиниани).

    Антропоморфные стелы представлены материалами раскопок Н Л. Эрнста и находками в степном Крыму. Они были доставлены в музей, в основном, зам. директора по научной работе Е. Н. Черепановой в конце 60-х - начале 70-х гг. прошлого столетия. Большинство из них относится к раннескифскому периоду. Это бюсты с гривнами и антропоморфными чертами, где четко выражена голова и туловище; к примеру, бюст IV  века до н. э. (КП-16738) /Ольховский В. С. Скифские изваяния в Крымском Краеведческом музее/.

    Более полутора десятков фрагментов надгробий и архитектурных деталей раннесредневековой христианской культуры Крыма представляют преимущественно старые поступления в фонды и олицетворяют стилизированный символ христианской веры - крест. Значительное количество мусульманских надгробий и фрагментов деталей архитектуры имеют неизвестное происхождение или представляют результат многолетней полевой работы А. А. Щепинского в Раздольненском районе (с. Почтовое), Старом Крыму, Юго-Западном Крыму. Одних надгробий можно насчитать более двадцати. Они датируются не позднее XV столетия и сохраняют специфические фамильные знаки –  «тамге». Материалом для них послужил ракушечник. Архитектурные детали украшены так называемой «арабской вязью» - сложным узором из переплетенных геометрических форм.

    Последние письменные источники на камне характеризуют эпоху Крымской войны XIX столетия и являются фрагментами памятников на могилах английских и французских солдат, например, обломок креста с могилы офицера английской артиллерии Митчелла.

    Гордостью музейной экспозиции можно считать половецких «балбалов» и «баб». Время их поступления в музей до конца не выяснено, сохранность их различна, но, в большинстве, позволяет судить о первоначальном виде. В вестибюле музея экспонируется изваяние кочевника в шлеме, с бляхами на груди и сосудом в руках (КП-1114).

    Особо следует упомянуть о фрагментах медальона с обелиска кн. Долгорукому в Симферополе (КП-16800). Также в лапидарии хранится два турецких ядра от орудий, некогда обстреливавших столицу княжества Феодоро город Мангуп.

    В настоящее время ведется работа по созданию новой развернутой экспозиции лапидарного собрания КРКМ, которая будет размещена во внутреннем дворе музея. В экспозицию войдут и новые поступления, среди которых диоритовая стела со следами охры, фрагмент мраморного жертвенного стола античного периода, использованного в средние века вторично, многочисленные христианские памятники и уникальная находка с г. Опук - плита с германскими руническими надписями.

     
    Интересная статья? Поделись ей с другими: