Translate

Пользовательского поиска
Главная Коллекции музея Статьи сотрудников музея о коллекциях Фотографии с видами Крыма из архива А.Л. Бертье-Делагарда
Фотографии с видами Крыма из архива А.Л. Бертье-Делагарда
07.03.10 21:33
Дубилей Л.П. Фотографии с видами Крыма из архива А.Л. Бертье-Делагарда// III Таврические научные чтения, посвященные 160-летию со дня рождения А.Л. Бертье-Делагарда (г. Симферополь, 24 мая 2002 г.): Сб. мат.  / гл. ред. Е.Б. Вишневская; Крым. респуб. краевед. музей. – Симферополь: Тритон, 2003. С. 24 - 29.

     

    Первый и единственный обзор архива А.Л. Бертье-Делагарда, который хранится в фондах Крымского республиканского краеведческого музея, подготовлен Еленой Николаевной Черепановой, научным сотрудником Крымского областного краеведческого музея (название в 60-80-х годах прошлого века). Опубликован обзор в журнале "Архіви України" в 1966 году [1] и в сборнике "Археологические исследования средневекового Крыма" в 1968 г. [2].

    В обзоре дана характеристика обзорного материала: рукописи опубликованных и неизданных работ, планы, чертежи, схемы; уделено внимание переписке Александра Львовича, его переводам, оттискам работ. Сделана систематизация той части архива, которая состоит   из   фотографий.   Е.Н. Черепанова разделила эту группу условно на следующие части:

    • фотографии, отражающие  инженерную деятельность А.Л.  Бертье-Делагарда в Ялте и Феодосии;
    • фотографии исторических и археологических памятников Крыма;
    • коллекция этнографических фотографий;
    • видовые фотографии (уголки полуострова, природные объекты, улицы и здания населенных пунктов) [3].

    Если в обзоре дана краткая характеристика фотографий исторических, этнографических и по археологии, то о видовых фотографиях написано несколько строк. А фотографии из архива А.Л. Бертье-Делагарда заслуживают того, чтобы о них рассказать подробнее.

    Судьба фотографий такая же, как и всего архива Александра Львовича. Мы знаем, что после его смерти в 1920 году, его архив был передан Таврической ученой архивной комиссии. Позже библиотека ТУАК (ТОИАЭ) и архив были переданы в Центральный музей Тавриды.

    В годы Великой Отечественной войны учетные книги не сохранились и в послевоенные годы всю коллекцию музея записали в новые книги поступлений. В 1951-1953 годах в книгах мы встречаем записи о том, что учтены фотографии из архива А. Л. Бертье-Делагарда и библиотеки Центрального музея Тавриды (См. КП №4, №5). В актах поступлений отмечены вместе фото из архива и фото из библиотеки "Таврика», которые передает библиотекарь А.П. Севастьянова. Так в акте поступлений №174 от 12 февраля 1953 года дан перечень поступающих предметов:

    1. Виды Севастополя в чехле, подаренные городом Бертье-Делагарду в 1896 г. - 37 ед.
    2. Альбом в переплете желтой кожи с Георгиевским крестом и лентой, в котором 12 раскрашенных фото из Севастопольской обороны 1854-1855 гг.
    3. Альбом с 5 фото о спуске броненосца "Потемкин Таврический" 26.09.1900 г.
    4. Фото о сооружении Ялтинского мола в 1903 г.

    Часть фотографий учтена как "снимок сделан в дореволюционный период", однако на них есть печати библиотеки "Таврика" Центрального музея Тавриды, библиотеки Крымского бюро краеведения, и, что для нас очень важно, - многие фотографии подписаны Александром Львовичем. На паспарту или на обороте стоит дата, а зачастую и название фото.

    Если говорить о том, как фотографии из архива А.Л. Бертье-Делагарда попали в наш музей, то можно проследить еще один путь. Мы знаем, что часть археологической коллекции из архива была передана в Одесский археологический музей. Можно предположить, что какое-то количество фотографий тоже оказалось в Одессе, а позже они были переданы в библиотеку Центрального музея Тавриды. Подтверждением этого могут служить печати Одесского природо-краеведческого музея, которые мы встречаем на обороте некоторых фотографий.

    Несколько фотографий имеют на обороте печати Ялтинского музея краеведения, Евпаторийского краеведческого музея, Крымского общества естествоиспытателей и любителей природы, печать Крымохриса. Они, видимо, были переданы нашему музею (тогда Центральный музей Крымской АССР) в 20-30-е годы XX века. Но остается загадкой тот факт, что к архиву А.Л. Бертье-Делагарда отнесены фотографии с видами Крыма, на обороте которых штампы "Саратовский музей", "Терский музей краеведения". Скорее всего, это произошло при проведении инвентаризации в нашем музее. Наверное, такая же участь постигла фотографии, сделанные Н.Н. Клепининым (их 39 ед.). Можно смело предположить, что они были переданы еще до 1917 г. в естественно-исторический музей самим Николаем Николаевичем, который был организатором почвенного отдела в музее. Есть сведения, что он в разные годы передал музею книги, фотографии, различные предметы, что зафиксировано в протоколах ТУАК. Поэтому прямого отношения к Александру Львовичу эти фотографии не имеют.

    Вообще следует признать, что в книгах поступлений музея 50-х годов прошлого века есть некоторая путаница, но принадлежность большинства фотографий, о которых сегодня пойдет речь, к архиву известного ученого-краеведа, не вызывает сомнения.

    Теперь о самой коллекции видовых фотографий.

    В фондах музея хранится в 40 папках 699 фото. Это в основном черно-белые фотографии на паспарту. Размер фото от 11x13 см до 19x49 см. Снимки конца XIX - начала XX века (с 1870 по 1913 годы). Наибольшее количество фотографий (157 ед.) посвящено Ялте и ее окрестностям. Среди них наиболее интересные - "Здание Крымского горного клуба" (1903 г.), фото С. Когана "Ялта. Общий вид с мола" (1888 г.); В. Сокорнов "Вид с западной стороны" (1880 г.); Ф. Орлов "Спасательная станция" (1880 г.); гостиница "Франция" (1890 г.); "Городской сад".

    С точки зрения историка очень интересно фото "Освящение Ялтинского мола. 7 ноября 1890 г.", состоящее из 2-х частей. На 11 фотографиях изображены различные суда в Ялтинском порту и среди них фото 1891 г. "Пароход "Эреклик". На нескольких фотографиях мы видим водопад Учан-Су. Много фотографий донесли до нас изображения отдельных зданий города, его улиц. Здесь же фото строительства водопровода в Ялте (25 ед.), среди них снимки 16.01.1903 года "Мост в устье р. Дерикойки". На 4-х фото в группе инженеров мы видим А.Л. Бертье-Делагарда. Известно, что он руководил строительством водопровода, порта и мола. Снимки сделаны известными фотографами: В. Орловым, Ф.П. Орловым. На одной из фотографий последнего на лицевой стороне типографская надпись "Ф.Орлов. Ялта. Фотограф их Величеств короля и королевы сербских" (Ф-5792).

    Интересны фото с видами Ялты (Ф-3200-3206), в обложке, размер 36x47,5 см. На паспарту на лицевой стороне карандашом надпись "Ее императорскому Величеству". А на обложке - "граф Ностиц. Виды Ялты. 7 фото".

    Чуть меньше фотографий по Севастополю - 120 единиц. И здесь необходимо сказать об альбоме с фотовидами города (всего 37 ед.). Черно-белые фотографии размером 29x39 см на паспарту. Автор снимков С. Райниш (Севастополь). Все фото с аннотациями, уложены в жесткий чехол с крышкой, на которой металлическая накладка с морской символикой. На пластине выгравирована надпись "Его Превосходительству Александру Львовичу Бертье-Делагарду. Город Севастополь". Здесь же, на крышке дата "1896 год". Этот набор фотографий преподнесен А.Л. Бертье-Делагарду за все то, что он сделал для города. Только скромный перечень самых важных дел подтверждает, что это немало: в конце XIX века Александр Львович руководил сооружением водовода в Севастополе, строительством гранитных мостовых, занимался озеленением города. По его планам строились Военный и Приморский бульвары, он участвовал в сооружении адмиралтейства, проектировал стапели для строительства броненосцев [4].

    Кроме этих фото есть разрозненные фотографии с видами Севастополя с 1870 по 1890 годы. Это "Собор св. Владимира", "Развалины Петропавловской церкви после Крымской войны", "Екатерининская улица", "Графский мост", Морское собрание", "Графская пристань", "Севастопольская бухта". Авторы фотографий - К.И. Колпакчеев (фотограф Высочайшего двора), В. Архипов, М. Протопопов (Севастополь), а также И. Семенов и Ф.П. Орлов (Ялта).

    58   фотографий,   датированных  1885-1901   годами,   имеют   прямое отношение к Бахчисараю. На них изображены виды ханского дворца и виды самого города: "Дюрбе", "Фонтан в память Александра I, построен в 1828 г.", «Вход в мечеть", "Фонтан слез", "Анастасиевский скит", "Дорога к Успенскому монастырю", "Вид Бахчисарая конца XIX в." и др. Достопримечательности Бахчисарая  и его окрестностей снимали фотографы В.  Орлов,  Ниткин, И. Семенов (Ялта); К.И. Колпакчеев, И.И. Гезлемез (Севастополь). На нескольких фотографиях указано "Петербургская фотография В.В. Ашихина в Севастополе". На фото "Крым. Общий вид г. Бахчисарая" (фото Ниткина) на обороте надпись «15 мая 1892 года пятница останавливался в Ханском Дворце", внизу слева уже другим почерком "B.C. Горголи".

    Значительное количество фото посвящены Инкерманскому монастырю, но некоторые сюжеты повторяются. Снимки сделаны М. Конватицким из Мелитополя и Н.Е. Макаренко, а также уже упоминавшимися авторами. 27 фото с видами Георгиевского монастыря и его окрестностей. Среди них 3 копии работы Кюгельхена в Эрмитаже и 1 копия - с рисунка М. Иванова, о чем свидетельствуют надписи.

    На снимках крымских фотографов В. Орлова, И. Семенова, А. Могилевского запечатлены всемирно известные памятники Тепе-Кермен, Эски-Кермен. А Мангупу посвящено 44 фото: "Общий вид", "Остатки крепости Мангуп", "Пещеры", "Дорога на Мангуп" и др.

    Из 18 снимков Чуфут-Кале интересны "Общий вид древнего караимского города", "Синагога", "Доставка воды", "Гробница Ненкеджан-ханым". На обороте последней кроме штампа библиотеки "Таврика" ЦМТ стоит круглая печать Крымохриса. Такие печати есть только на нескольких фото.

    Есть на снимках и восточный Крым. Из 112 фото Судака 66 единиц небольшого формата и похожи на любительские, без автора. Однако для нас они интересны тем, что датированы 1907 и 1912 годами. Изображены виды Судакской крепости, орнамент из крепости, церковь в Судаке, фонтан в немецкой колонии. Здесь же несколько фото имения Л.С, Голицына "Новый свет" и винных подвалов.

    В коллекции фотографий 42 снимка с видами Феодосии и 14 - Керчи. Феодосийские фото сделали Х.Р. Бабаев, С. Райниш - "Генуэзская башня в Карантине", "Церковь св. Иоанна Богослова", на лицевой стороне последней в нижнем правом углу есть надпись "инж. Ларионов" и дата - 1913 г. Интересно фото "Крушение парохода "В.К. Константин" близ Феодосии". На лицевой стороне у казана дата "16.02.1890 г." и карандашом исправлено на "1891 г."

    Фотографии с набережной в Керчи, царским курганом, общим видом города относятся к 1890-1900 годам. Сделаны они местными фотографами Шуляцким, М.С. Рубанчиком. Последнему принадлежит снимок 1891 года с надписью "Царский курган в 5-ти верстах от г. Керчи. Открыт в 1833 г." На 7 фото изображены руины Пантикапея и знаменитая Митридатская лестница.

    Наибольший интерес среди снимков Старого Крыма вызывают фото Кизилташского монастыря (4 ед.). Это памятник игумена Парфения; монастырь; грот. Интересны фото мечети хана Узбека и монастыря Сурб-Хач (внешний вид, вход, царские врата и др.).

    Меньше всего изображений Симферополя и Евпатории. Всего 3 фото в архиве А.Л. Бертье-Делагарда посвящены Симферополю. Это фото Я.М. Коржова "Обелиск князю Долгорукому", а также изображение собора Александра Невского и мечети XVI в.

    Симферопольские фотографы С. Адамович и К. Васили запечатлели достопримечательности Евпатории, а также лечение грязями. 1 снимок сделал фотограф Коценеленбогин.

    Возвращаясь к Южному берегу Крыма, следует сказать, что в конце XIX - начале XX века здесь распродавались земли, строились летние дачи и особняки знати, активно развивался курорт Ялта, которую называли русской Ривьерой. Оттого и интерес фотографов к таким местам как Алушта, Ливадия, Ореанда, Форос, Симеиз, Гурзуф, Массандра. Фотограф В. Сокорнов запечатлел многие дворцы и парки Южнобережья. На двух его фотографиях на обороте надпись "Серебряная медаль. Париж. Всемирная выст. 1900 г." На фотографиях виды Алупкинского дворца, здесь же и фотокопия проекта дворца в Алупке и подлинника библиотеки Воронцова в Одесском университете. Сохранился на фото вид Большого Ливадийского дворца в конце XIX века, а также несколько интерьеров дворца в 1911 году.

    На фотографии "Байдарские ворота" стоит дата - "1875 год". На обороте типографская надпись "Его Императорского Величества и его Императорского Высочества наследника Цесаревича фотограф А.Ф. Рыльский".

    Великолепно изображена Форосская церковь (храм Воскресения Христова). На снимке надпись "Гелиогравюра Блехингера в Вене. С фотографии графа И.Г. Ностица. Апрель 1894 г."

    У фотографа И. Семенова подготовлена целая серия снимков под общим названием "Виды Крыма". Среди них и фото Гурзуфа - общий вид; парк; кипарис Пушкина; имение Губонина; Артек и Аю-Даг. Дошли до нас и фотографии внешнего вида мыса Ай-Тодор 1894 года. В архиве есть несколько снимков Никитского ботанического сада 1895г.

    Краткий обзор фотографий хочу завершить Алуштой. Снимки самые разнообразные: от общего вида и отдельных зданий до водопада Джур-Джур (1900 и 1903 гг.); развалины церкви Ай-Андрит у дер. Улу-Узень (ныне Генеральское); вид на Кастель; церковь близ дер. Демерджи (на обороте с печатью библиотеки ТУАК). Интересный снимок монастыря Козьмы и Дамиана.

    Следует отметить, что некоторые фотографии, о которых шла речь, стали иллюстрациями для многих изданий. В частности, мы встречаем их в путеводителях, изданных в начале XX в.[5]. И сегодня они вызывают профессиональный интерес   у    реставраторов   и   краеведов,   журналистов, архитекторов, экологов. Но многие фотографии еще мало известны.

     

    Примечания:

    1. Черепанова Е.Н. Архив А.Л. Бертье-Делагарда. "Архiви Украiни", 1966, '6, с. 78-81.
    2. Черепанова Е.Н. Архив А.Л.  Бертье-Делагарда (1842-1920) в Крымском областном краеведческом музее. Сб. "Археологические исследования средневекового Крыма", К., 1968, с. 205-2I2.
    3. ам же, с. 211-212.
    4. Маврешко Ю. "Умоляю могущих поспешить с расследованиями ...". газ. "Таврические  ведомости", 1992, '43
    5. См. Москвич Г. "Ялта в 1904 году". Иллюстрированный практический путеводитель.
     
    Интересная статья? Поделись ей с другими: